Заблокировать банковские счета могут из-за отсутствия договора с оператором ЭДО
Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
С 1 июля 2016 года у налоговых инспекций появилось новое основание для блокировки банковских счетов налогоплательщиков-организаций – неисполнение обязанности по обеспечению получения документов в электронной форме. Эта обязанность возложена на тех, кто должен сдавать налоговые декларации и расчеты в электронной форме. Введена она была с 1 января 2015 года, а сейчас законодатель предусмотрел санкции в виде блокировки банковских счетов налогоплательщиков за ее неисполнение.
Об этом ФНС напомнила в Письме от 01.06.2016 № СА-4-7/9831. Изменения, вводящие новое основание для блокировки счетов, внесены в п. 3 ст. 76 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ. Также был существенно расширен п. 5.1 ст. 23 НК РФ, в том числе, даны пояснения, в каком случае обязанность по обеспечению получения документов в электронной форме считается исполненной. Для этого у лица, сдающего отчетность, должен быть в наличии договор на оказание услуг с оператором ЭДО и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Если отчетность сдается через представителя, то договор и сертификат должны быть у него, а также необходимо оформить и направить в налоговый орган доверенность, подтверждающую полномочия на получение документов из ФНС.
Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке может быть принято в течение 10 дней со дня, когда инспекцией было установлено, что обязанность по получению документов не исполняется. Другими словами, в прошлом году заблокировать расчеты могли, если квитанция о приеме требований от налогового органа не была направлена в срок, а теперь это могут сделать при отсутствии каких-либо требований. Напоминаем, что по-прежнему сохраняется обязанность передавать квитанцию о приеме требований и уведомлений в течение 6 дней со дня их отправки ИФНС. Передать квитанцию необходимо исключительно в электронной форме по ТКС, что также указано в п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
После заключения договора с оператором ЭДО и получения КЭП информация об абоненте должна попасть в программное обеспечение налоговых органов. Для этого абоненту необходимо направить в ФНС отчет или ИОН-запрос и получить в ответ квитанцию. ФНС-отчет не должен быть по форме 2-НДФЛ, а ИОН-запрос не должен быть по организации в целом, а в конкретную инспекцию с конкретным КПП. При наличии подразделений нужно направить отчет по каждому.