Консолидация информационных систем поможет государству наполнить бюджет: что ждёт налогоплательщиков
За последний год в СМИ неоднократно упоминались планы правительства по совершенствованию информационных систем, как налоговых органов, так и других органов исполнительной власти, завязанных на бюджетные финансовые потоки. Неоднократно поднимался вопрос о слиянии в том или ином виде усилий ФНС и таможенной службы для повышения эффективности контроля налогоплательщиков, периодически вставал вопрос о возвращении в строй единого социального налога с обязательным его администрированием со стороны налоговой службы, а вопрос контроля алкогольного рынка с внедрением в 2016 году системы ЕГАИС уже перешёл в практическую плоскость.
Фактически, точкой фокуса всех этих преобразований является ФНС России и это вполне объяснимо не только её ролью в формировании доходной части бюджета РФ. За последние годы налоговая служба практически стала флагманом развития информационных систем и сервисов среди министерств и ведомств нашей страны.
Однако до последнего времени общая картина будущих преобразований у обывателя не складывалась. И вот в конце февраля в ФНС прошла расширенная коллегия с участием представителей Правительства РФ, ГосДумы и Минфина на которой глава ФНС России Михаил Мишустин в своем докладе внес некоторую ясность в картину будущих преобразований.
И так что же налогоплательщиков ожидает в ближайшие три года?
С 2016 года в налоговой службе начинается внедрение третьей очереди информационных модулей автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В результате её внедрения ФНС к 2018 году будет иметь информационную систему, полностью охватывающую все основные участки работ налоговиков, что даст возможность полного автоматизированного налогового администрирования налогоплательщиков, а также широкие возможности осуществления полного цикла работы с задолженностью и различных проверок, в том числе и онлайн-мониторинга со стороны ФНС внутренней отчётности компаний.
Параллельно с окончательным внедрением АИС «Налог-3» будет осуществляться интеграция информационных систем ФНС РФ и таможенной службы, а также Росалкогольрегулирования. В течение 2016 года будет реализован кросс-доступ таможенной службы к информационным базам ФНС. К августу 2016 года планируется создание Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а в 2017 году создание Реестра участников внешнеэкономической деятельности. Также, в ближайшее время, по словам Михаила Мишустина, ФНС России собирается присоединиться к системе автоматического обмена налоговой информацией с иностранными государствами в рамках стандартов ОЭСР, что пополнит объединённую интегрированную систему информацией из иностранных налоговых служб.
Одновременно с этим процессом ФНС планируется внедрение системы контроля за товарами с применением RFID-меток. Уже к концу текущего года налоговая служба готова развернуть инфраструктуру поддержки и контроля RFID-меток, что потребует активного внедрения со стороны налогоплательщиков нового поколения контрольно-кассовых аппаратов, поддерживающих считывание RFID-меток. И этот процесс уже активно набирает обороты. В самое ближайшее время планируется внедрение RFID-контроля за лекарствами, а также импортными продовольственными товарами и товарами лёгкой промышленности, для более эффективного контроля за исполнением «контрсанкционной» политики нашей страны. Однако речь идёт не только об импорте, в дальнейшем планируется осуществлять контроль всех товарных потоков российской экономики. По словам Михаила Мишустина, ФНС стремиться к онлайн-режиму "полной прозрачности движения товаров от производителя до конечной продажи".
Как отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, основной целью всех этих преобразования является осуществление одновременного контроля финансовых и товарных потоков в российской экономике. А это позволит фактически устранить из экономики серые схемы экономической деятельности предприятий.
Также на коллегии был затронут вопрос возврата к единому социальному налогу (ЕСН). Глава ФНС отметил, что для подготовки к администрированию ЕСН налоговой службе понадобится несколько месяцев. Так что теперь дело за решением правительства. Поскольку от органов исполнительной и законодательной властей периодически доносилась критика эффективности администрирования социальных взносов со стороны ПФР и ФСС, то можно предположить, что вопрос с возвратом к ЕСН будет решён положительно, если не с 2017 года, то с 2018 практически наверняка. Возврат администрирования социальных взносов в ФНС, а также введение общей системы идентификации граждан на основе информации ЗАГСов, реализация которой планируется налоговой службой в 2018 году, дадут возможность повысить эффективность администрирования социальных взносов.
Реализация всех этих предложений, озвученных в рамках расширенной коллегии ФНС, позволит не только значительно усилить контроль за собираемостью налогов, но и значительно повысит прозрачность бизнеса для государственных структур, в том числе и для тех, кто отвечает за безопасность нашей страны.
Также, на коллегии вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов сформулировал для налоговой службы поручение – разработать совместно с Минкомсвязи единую систему электронной подписи для всех государственных сервисов. Реализация этого поручения может потребовать внесения определённых изменений в сложившуюся систему электронного документооборота между налогоплательщиками, контролирующими органами и операторами ЭДО.
Исходя из этого можно заключить, что наше правительство делает ставку на дальнейшее активное развитие информационных систем, которые помогут поднять эффективность государственного управления и выйти из экономического кризиса.