Как подготовить уточненную декларацию по НДС
Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
27 апреля 2015 года завершилась первая отчетная кампания по НДС, в которую декларации нужно было представить по новой форме, содержащей сведения из книг покупок/продаж, журнала учета счетов-фактур. Могут ли налогоплательщики наконец-то «выдохнуть»? Могут, но только те, кто не допустил ни одной неточности в поданных сведениях. Предстоящая сверка деклараций контрагентов, которую проведут налоговые органы, выявит возможные расхождения, но что делать, если налогоплательщик уже сейчас сам нашел в своей декларации существенные недочеты? Конечно же, подавать уточненку.В каком случае уточнять декларацию?
Согласно п. 2 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, обязанность налогоплательщика представить в инспекцию уточненную декларацию возникает, если он обнаружил, что в поданной декларации необходимые сведения не были отражены или были отражены не полностью либо были допущены ошибки, приводящие к занижению суммы НДС к уплате. Порядок внесения изменений в декларацию определяется ст. 81 НК РФ.
Если же допущенные в поданной декларации ошибки и недочеты не приводят к занижению суммы НДС к уплате, то налогоплательщик не обязан представлять уточненку, но может сделать это по собственному желанию. В этом случае, даже если уточненная декларация будет сдана позже срока, это не будет считаться нарушением.
Для того чтобы снизить количество возможных недочетов в поданных сведениях из книг покупок и продаж, рекомендуем пользоваться автоматизированными сервисами сверки деклараций контрагентов. Программное обеспечение налоговых органов в ходе сверки будет искать «пару» каждому счету-фактуре, в связи с чем очень важно правильно заполнить такие поля, как код вида операции, номер и дата счета-фактуры, ИНН и КПП контрагента.
Сервис сверки на основании загруженных пользователем xml-файлов разделов 8 и 9 декларации со сведениями из книги покупок и книги продаж произведет поиск соответствующих данных контрагентов. По итогам сверки будут выделены контрагенты, с которыми обнаружены расхождения по счетам-фактурам. Проведя сверку до подачи первичной декларации, можно избежать подачи уточненной, а также ответа на требование о предоставлении пояснений по выявленным расхождениям.
Особенности уточненной декларации
В уточненную декларацию нужно включать все разделы и приложения к ним, которые были представлены в составе первичной декларации, с учетом внесенных поправок, а также другие разделы и приложения, если в них вносились изменения. В состав уточненной декларации по НДС могут быть включены сведения из дополнительных листов книги покупок и книги продаж – Приложение 1 к разделу 8 и Приложение 1 к разделу 9 декларации. В составе первичной декларации эти приложения не подаются.
Обращаем внимание, что в уточненной декларации должно быть заполнено поле «Признак актуальности ранее представленных сведений». В печатной форме декларации это поле 001 в разделах 8 – 12. В нем нужно проставить «0», если ранее представленные сведения не актуальны либо в первичной декларации данный раздел не заполнялся. «1» проставляется в том случае, если ранее представленные сведения актуальны, достоверны и изменению не подлежат. В разделе с признаком актуальности «1» другие показатели не заполняются. В программе «Баланс-2W» признаки актуальности находятся на специальном листе «Признаки и суммы из Разделов 8 – 12», подробнее о котором см. ниже.
Два способа уточнения сведений из книг покупок и продаж
Для уточнения сведений разделов 8 и 9 декларации существует два способа: с использованием сведений из дополнительных листов и без него. Например, при уточнении раздела 8 «Сведения из книги покупок» можно применить один их двух вариантов:
- Раздел 8 составляется «под замену» с признаком актуальности «0», в нем производятся все необходимые изменения и дополнения, а Приложение 1 к разделу 8 не заполняется;
- Раздел 8 не заполняется, в нем проставляется признак актуальности «1». Заполняется Приложение 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов…» с признаком актуальности «0». В нем указывается итоговая сумма НДС из ранее представленного раздела 8, отражаются все необходимые изменения и новая итоговая сумма налога с учетом отраженных изменений.
Независимо от того какой вариант уточнения сведений выберет налогоплательщик, разделы 1-7 нужно представить полностью «под замену».
Как подготовить уточненную декларацию по НДС в «Баланс-2W»?
После того как документ «НДС» или «НДС (доп. лицензия)» переведен в статус «Сдан в ИФНС», в программе появляется возможность создать уточненную декларацию. Для этого необходимо кликнуть на документе правой кнопкой мыши и выбрать «Создать уточняющий документ». Будет создан документ с таким же названием, как и у уточняемого. Программа предложит выбрать, заполнить новый документ данными уточняемого или создать его пустым.
Далее следует внести изменения во все разделы, где это необходимо. Если нужно уточнить сведения в разделах 8 или 9, следует воспользоваться одним из указанных выше методов уточнения. Очень важно правильно проставить признаки актуальности ранее представленных сведений на листе «Признаки и суммы из Разделов 8 – 12»: для всех непустых разделов, в которые были внесены изменения, признак «0», для остальных, которые были заполнены в первичной декларации, – «1».
Напоминаем, что для корректного формирования файлов декларации по НДС необходимо пользоваться тремя «горячими клавишами»: F7 – рассчитать документ, F8 – проверить документ по контрольным соотношениям, F9 – форматно-логический контроль по xsd-схеме с использованием правил Schematron.
Дополнительно:
Вебинар «Подготовка новой декларации НДС-2015 и импорт данных из учётных систем»