«Баланс-2» для работы с отчетностью заемщиков в кредитных организациях
Корякина Алёна, системный аналитик,
Костылева Татьяна, начальник отдела рекламы и маркетинга
ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
Все больше кредитных организаций приходит к необходимости работы с файлами электронных документов, содержащих бухгалтерскую или другую отчетность заемщиков. Связано это, с одной стороны, с необходимостью проведения финансового анализа бухгалтерской отчетности для целей оценки кредитных рисков, с другой стороны, с необходимостью прохождения проверок со стороны вышестоящих организаций. Компания «ОВИОНТ ИНФОРМ» предлагает программу «Баланс-2: Файловый архив электронных документов» («Баланс-2: ФАЭД») для работы с файлами электронных документов отчетности заемщиков. Работа с такими документами включает:
- раскрытие получаемого архива файлов электронной отчетности заемщиков;
- определение назначения этих файлов;
- формирование печатных форм документов;
- проверку корректности электронных подписей и визуализацию полной информации о них, при необходимости проведение экспертизы электронной подписи;
- проверку целостности комплекта файлов электронных документов и формирование протокола проверки.
Во исполнение требований Центробанка РФ, а также для целей проведения анализа кредитоспособности заемщиков банки запрашивают у них бухгалтерскую отчетность: как годовую, так и промежуточную квартальную. Некоторые банки могут запросить у заемщика декларации по налогу на прибыль организаций или отчетность в Росстат. После получения комплекта файлов с отчетностью от заемщика возникает потребность в инструменте, который позволит работать с файлами электронных документов: просматривать, проверять, подписывать, печатать и т.д. Таким инструментом является «Баланс-2: ФАЭД».
Определение назначения файлов и проверка целостности комплекта документов
Стандартный комплект документов, который банк получает от заемщика, содержит 5 файлов: сам файл с бухгалтерской отчетностью, ЭЦП сотрудника организации, подписавшего отчетность, ЭЦП сотрудника налогового органа под файлом с отчетностью, квитанцию о приеме и ЭЦП сотрудника налогового органа под квитанцией. Такой комплект документов для передачи в банк можно сформировать в любой программе сдачи отчетности в налоговые органы в электронном виде. «Баланс-2: ФАЭД» за счет стандартизации документооборота с ФНС позволяет работать с отчетностью заемщиков, сдававших ее через любых операторов связи.
С помощью «Баланс-2: ФАЭД» можно оперативно, нажатием одной клавиши, определить назначение файлов, что исключает необходимость вручную открывать каждый из присланных файлов, чтобы определить его содержание.
Следующий шаг проверки поступившей отчетности заемщиков – определение целостности комплекта отчетности. Целостность комплекта может быть нарушена, например, в случае отсутствия электронных подписей (ЭП) или подтверждающих документов, недействительности ЭП, их некорректности, отсутствия доверия к ЭП. Проверить целостность комплекта документов можно также нажатием одной клавиши. По итогам проверки целостности комплекта программа формирует протокол проверки в виде официального бланка, который можно распечатать, сохранить для последующего распечатывания, а также сохранить и подписать ЭП. Подписанный протокол, в бумажном или электронном виде, может быть весьма полезен в случае проверки деятельности кредитной организации вышестоящими органами как свидетельство того, что кредитная организация проводила мониторинг отчетности заемщиков.
Кроме того, в программе «Баланс-2: ФАЭД» предусмотрена возможность групповой проверки целостности комплектов документов в архивах, что особенно удобно при большом количестве комплектов, так как позволяет не заходить в каждый комплект для проверки, а массово проверить все. В результате применения групповой проверки программа сама распределит архивы с комплектами документов по папкам в зависимости от результатов проверки. По итогам групповой проверки можно также сформировать протокол, напечатать его, сохранить и подписать.
Экспертиза электронных подписей и печать документа
«Баланс-2: ФАЭД» позволяет просмотреть информацию об электронных подписях заемщика и должностного лица налогового органа, подписавшего принятую бухгалтерскую отчетность. Посредством программы можно проверить электронную подпись на корректность, провести ее экспертизу, включая проверку математической корректности, проверку срока действия сертификата и его назначения, проверку цепочки доверия.
Данный функционал относительно ЭП под документами за прошедшие периоды времени отработан в программе и предоставляет возможность проверки действительности ЭП на момент подписания и проведения более полной проверки - проведения экспертизы ЭП. При проведении экспертизы ЭП осуществляется проверка действительности сертификата подписи на момент подписания документа. Например, на текущий момент срок действия сертификата уже может истечь, однако, если он действовал на момент подписания, то ЭП также является действительной. По итогам экспертизы формируется протокол, который удобно использовать во внутренних целях или предъявить при проверке.
Одна из наиболее удобных функций программы – просмотр печатной формы документов. Она полезна в качестве предварительного просмотра для печати, а также позволяет просмотреть данные документа в виде официальной утвержденной формы, а не xml-файла, работать с которым неподготовленному пользователю трудно. В программе есть возможность напечатать бухгалтерскую отчетность с комментарием в виде нижнего колонтитула, предусмотренная специально для кредитных организаций, проверяющих отчетность заемщиков. Текст комментария можно напечатать любой, например «Проверено: ФИО проверившего сотрудника».
Ежеквартальный прием документов от заемщиков
В связи с тем, что с 2013 года промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность не представляется в налоговые органы и для нее отсутствует официальный формат представления в электронном виде, в виде xml-файлов в банки поступает только годовая бухгалтерская отчетность заемщиков. Однако, на практике финансовый анализ показателей отчетности проводится банками на основе квартальных данных за 4-5 последних кварталов. Это напрямую связано с требованиями ЦБ РФ, изложенными в «Положении о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» Банка России от 26.03.2004 № 254-П. В соответствии с п. 3.12 Положения, если по заемщику отсутствуют данные в течение более 1 или 2 квартала, то ссуды классифицируются как нестандартные и сомнительные с формированием более существенных сумм резервов по ним.
Таким образом, согласно требованиям ЦБ РФ, у банков существует необходимость постоянного, ежеквартального приема и проверки отчетности заемщиков. Отнесение кредита к менее высокой группе риска обеспечивается, прежде всего, наличием у банка квартальной отчетности заемщика. В каком формате – на бумаге, в виде таблиц Excel или в виде xml-файла – принята эта отчетность, не так важно, как регулярное ее получение банком от заемщика. С помощью программы «Баланс-2: ФАЭД» специалисты кредитного отдела смогут понять назначение и содержание файлов, присланных заемщиком, и проверить их юридическую значимость.
Финансовый анализ и сведения о контрагентах
Вторым условием для отнесения кредита к группе меньшего риска, а значит, для формирования банком меньших резервов, является проведение анализа кредитоспособности заемщика на основе анализа финансовых показателей получаемой квартальной отчетности.
Провести финансовый анализ бухгалтерской отчетности поможет программа «Баланс-2: Финансовый анализ», которую можно вызвать из программы «Баланс-2: ФАЭД». Финансовый анализ включает расчет и оценку общепринятых показателей финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности, оборачиваемости, рыночной устойчивости, структуры имущества. Программа позволяет оценить уровень угрозы банкротства на основе интегрального показателя Z-счет Альтмана. Также для оценки кредитоспособности заемщика применяется методика Сбербанка России.
Если квартальная бухгалтерская отчетность представлена в виде таблиц Excel, в виду отсутствия официального формата представления в электронном виде, ее анализ также можно провести с помощью «Баланс-2: Финансовый анализ». Кроме того, программа «Баланс-2W» позволяет формировать квартальную бухгалтерскую отчетность в электронном виде и выгружать в виде xml-файлов для дальнейшей работы с ней.
Из программы «Баланс-2: ФАЭД» имеется возможность также проверить сведения о заемщике, вызвав сервис «Контур-Фокус». Вводить какие-либо данные при этом не требуется – достаточно лишь наличия файла бухгалтерской отчетности заемщика, из которого программа сама возьмет необходимую информацию, чтобы найти сведения о заемщике. Таким образом можно проверить надежность заемщика, получив его регистрационные данные, сведения о финансовом состоянии, об учредителях, об участии в тендерах и др.
ПК «Баланс-2» включает в себя комплексный набор инструментов, которые помогут кредитным отделам банков работать с квартальной и годовой бухгалтерской отчетностью заемщиков в виде xml-файлов или таблиц Excel, проверять юридическую значимость присланных файлов, проводить финансовый анализ показателей отчетности для целей оценки рисков выдачи кредитов, а также подготовиться к проверкам со стороны вышестоящих организаций.