Расчет суммы утилизационного сбора – скоро в «Баланс-2W»
Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
С 2014 года станет всеобщим относительно новый сбор, который будут уплачивать как импортеры автомобилей, так и производители, - утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств. Впервые появился он в сентябре 2012 года и распространялся только на ввозимые в РФ иномарки, однако в результате спора с ВТО, членом которой наша страна стала в прошлом году, было принято решение ввести сбор и для отечественного автопрома. Сбор установлен и регламентируется статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870.
Введение утилизационного сбора связано с планами государства по созданию и развитию в России отрасли по переработке отходов. Производитель или импортер транспортного средства, уплачивая сумму сбора, предоставляют своего рода «гарантию», что по истечении срока эксплуатации оно будет утилизировано, а не останется грудой металлолома, загрязняющей окружающую среду. Предполагается создать специальный внебюджетный фонд, с помощью которого будут аккумулироваться и распределяться утилизационные платежи.
Размер утилизационного сбора зависит от категории транспортного средства и рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Для категории М1 – автомобилей массой не более 3,5 т и количеством пассажирских мест не более 8 – базовая ставка сбора составит 20 000 руб. Для всех остальных категорий, куда входят самосвалы, грузовые автомобили (N1, N2, N3) и пассажирские (M2, M3), установлена базовая ставка 150 000 руб. Величина коэффициента-множителя колеблется от 0,1 до 40, в зависимости от возраста транспортного средства, полной массы, объема двигателя.
Паспорт транспортного средства выдается только на те автомобили, по которым утилизационный сбор уплачен. Заметим также, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает не только при производстве и ввозе на территорию РФ автомобилей, но и в случае покупки транспортного средства, за которое сбор не платился. Не уплачен сбор может быть в виду наличия определенных льгот либо нарушения закона.
Плательщики утилизационного сбора с 2014 года должны будут сдавать в электронном виде по ТКС новую отчетную форму – расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси). Этот документ имеет все перспективы стать первым ежедневным электронным отчетом, ведь крупные автопроизводители каждый день выпускают огромное количество машин. Прием расчета по ТКС налоговые органы планируют начать с середины января следующего года.
Разработчики компании «ОВИОНТ ИНФОРМ» уже сейчас готовят данную отчетную форму, чтобы в новом году пользователи программы «Баланс-2W» могли ее сформировать и отправить в налоговый орган в электронном виде.
Следующая версия программы «Баланс-2W» с изменениями для подготовки отчетности за 2013 год будет выпущена в конце текущей недели. Однако ряд изменений, утверждаемых ФНС России в последние дни уходящего года, будут реализованы в выпусках программы уже в следующем году.