Бесплатные сервисы для работы с электронной отчетностью
Развитие ЭДО с контролирующими органами набирает оборот: по данным ФНС РФ более 94% налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сдали отчетность в электронном виде в 2022 году.
Такой процент связан не только с требованием регулятора, но и с тем, что электронная отчетность имеет ряд преимуществ: ее можно направить удаленно и в любое время, при сдаче в электронном виде отчетность автоматически проверяется, что уменьшает возможность ошибки и т.д.
Благодаря такому распространению ЭДО, появляется все больше сервисов для работы с электронной отчетностью, в том числе и бесплатных.
Сервис направления отчетности
На сайте ФНС РФ доступен онлайн-сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме», через который можно отправить налоговую отчетность в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. (КЭП).
Данный Сервис функционирует в пилотном режиме в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15.07.2011 № ММВ-7-6/443@ "О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет".
В рамках этого пилота отчетность может направляться налогоплательщиками без участия операторов электронного документооборота. Письмом от 30 марта 2023 г. № ЕА-2-26/347@ «О представлении налоговой и бухгалтерской отчетности в форме электронного документа, подписанного УКЭП, через сайт ФНС России» Федеральная налоговая служба сообщает, что указанная возможность в настоящее время напрямую не регламентирована положениями НК РФ, и, соответственно, решение о ее применении налогоплательщик принимает самостоятельно.
Чтобы воспользоваться Сервисом налогоплательщик должен установить необходимые программные средства и зарегистрироваться в системе сдачи налоговой отчетности. После выполнения процедуры регистрации налогоплательщик получает идентификатор абонента для работы с Сервисом.
Полное описание порядка представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме через интернет-сайт ФНС России размещено на странице Сервиса.
Наличие данного Сервиса не предполагает полную замену аналогичных сервисов операторов ЭДО, с помощью которых можно направлять отчетность в ФНС РФ по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Специализированные сервисы операторов ЭДО, например, такие как Экстерн от компании «СКБ Контур», обладают множеством необходимых и полезных функций для действующих хозяйствующих субъектов.
Онлайн-сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» может быть интересен тем компаниям, у которых в настоящий момент нет возможности приобрести какой-либо платный сервис или нет деятельности как таковой, при этом обязанность направлять отчетность в ФНС РФ существует.
Электронная подпись от ФНС РФ
Для подписания бухгалтерской и налоговой отчетности при ее отправке в ФНС РФ в форме электронного документа необходим личный сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), который руководитель хозяйствующего субъекта может получить бесплатно в УЦ ФНС России.
Бесплатный сертификат электронной подписи ФНС выдает следующим категориям: физическим лицам, действующим от имени юридических лиц без доверенности, индивидуальным предпринимателям и нотариусам.
Сертификаты УКЭП для этих категорий выпускаются по предварительной записи при условии личного предоставления заявления на выпуск УКЭП, паспорта, СНИЛС. Для сохранения выдаваемого сертификата необходимо иметь сертифицированный (ФСТЭК России или ФСБ России) носитель ключевой информации.
Бесплатные возможности программ подготовки отчетности Баланс-2W и Баланс-2Н
Для подготовки документов бухгалтерской и налоговой отчетности можно воспользоваться специализированными программами, например, «Баланс-2W» и «Баланс-2H», которые доступны для скачивания на сайте www.balans2.ru без регистрации и содержат как бесплатные (базовые), так и полнофункциональные (платные) возможности.
В указанных программах есть специальный базовый режим, который позволяет бесплатно подготовить отчетность за актуальную отчетную компанию (т.е. за последний отчетный период). С ограничениями базового режима работы программ можно ознакомиться на странице «Полнофункциональный и базовый режимы работы с документами в программах Баланс-2W и баланс-2Н».
Отчетность формируется в формате, утвержденном контролирующим органом для сдачи отчетности за соответствующий отчетный период, а для направления ее через сервис ФНС прямо в программе ее можно подписать УКЭП и сформировать транспортный контейнер.
Полнофункциональный режим работы в программах Баланс-2W и Баланс-2Н может во многом упростить работу при подготовке отчетности за счет функций импорта из внешних файлов, переноса данных из отчетов за предыдущие периоды, расчета, проверок по контрольным соотношениям и XSD-схеме, групповых операций, отображения списков документов, находящихся в работе или отправленных, сданных и многих других возможностей, автоматизирующих процессы работы с отчетными документами.