ЕГАИС - первые шаги, первые проблемы и их решения
C 1 января 2016 года организации розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией, пива и пивных напитков начали работать в системе ЕГАИС в части подтверждения факта закупки такой продукции (ФЗ № 182-ФЗ от 29.06.2015). То есть оптовый продавец, отправляя товар своему контрагенту загружает в систему ЕГАИС информацию по отправленному товару, а контрагент, получив товар должен через ЕГАИС подтвердить его получение.
Подробнее о подключении к ЕГАИС здесь. Заявку на приобретение услуг для доступа к ЕГАИС можно отправить здесь.
На текущий момент, по сообщению ФСРАР, подавляющее большинство участников алкогольного рынка подключилась к ЕГАИС. Среди оптовых организаций охват ЕГАИСом составил уже 96%. Активно идёт процесс подключения и для розничных продавцов.
Тем не менее, перед организациями розничной торговли алкогольной продукцией уже после подключения к ЕГАИС встаёт ряд проблем. Многие жалуются на длительное время отклика системы. Так, зачастую, поставщик отправил информацию об отгрузке в ЕГАИС, а магазин не смог принять привезённый товар из-за того, что просто не увидел его в системе. При этом сама ФСРАР утверждает, что время отклика системы составляет 2-4 минуты. В чём здесь дело?
В данном случае можно выделить ряд причин, связанных не столько с работой ЕГАИС, сколько с недоработками программного обеспечения, установленного у участников алкогольного рынка, или человеческим фактором:
- Предприятие взаимодействует с ЕГАИС с помощью своей собственной учетной системы, у которой модуль взаимодействия с ЕГАИС либо не правильно настроен, либо неправильно функционирует. Причём проблема может быть как на стороне оптового продавца, так и на стороне розничного продавца.
- Оптовик просто не загрузил информацию по накладной на товар в систему ЕГАИС.
- Оптовик накладную на товар в систему ЕГАИС загрузил, но направил её не тому контрагенту.
Таким образом, если в течении 1-2 часов розничный продавец не получил в ЕГАИС накладные на привезённый товар, рекомендуем ему связаться с поставщиком и проверить загружалась ли информация в ЕГАИС и какому контрагенту. Проверить факт фиксации приема товара в системе ЕГАИС и увидеть весь документооборот по накладной можно в специальном сервисе «Проверки информации…», предоставляемом ФСРАР. Если этот сервис сообщает, что передача накладной прошла штатно, то необходимо проверить правильность настройки и работы программного обеспечения, установленного у розничного продавца.
Обращаем внимание, что к наиболее распространенной на данный момент проблеме относится и незнание своего ФСРАР ID пользователями ЕГАИС. Для успешного обмена электронными документами в системе ЕГАИС контрагенты должны обменяться ФСРАР ID. Данный реквизит указан в свойствах RSA-ключа получаемом в личном кабинете ЕГАИС. Подробнее о том, где в реквизитах RSA-ключа указан ФСРАР ID можно прочитать здесь.
Еще одной проблемой, с которой столкнулись клиенты, это невозможность на сегодняшний подключения УТМ (универсального транспортного модуля) к ЕГАИС, в случае если выход в Интернет осуществляется через Proxy-сервер. Напомним, что в документации к УТМ на вер. 2.0.1 указано, что необходимо предусмотреть мероприятия по организации доступа к ЕГАИС из внутренней сети предприятия к процессингу документов по адресу https://utm.egais.ru и к службе обновлений по адресу https://update.egais.ru .
Кроме того, многие столкнулись с проблемой внесения в систему остатков продукции и проблемой считывания сканером кодов с поставленной продукции.
Проблему внесения остатков алкогольной продукции в ЕГАИС ФСРАР предлагает решать следующим из двух способов:
- Организации предлагается запросить у своих поставщиков переотправку всех накладных за предыдущие периоды, по которым сейчас имеются остатки.
- Осуществить постановку на баланс остатков с помощью процедуры помарочного сканирования оставшейся непроданной продукции.
Что касается ошибок сканирования марок при приёме товара, то как правило это вызвано тем, что производитель или импортёр наносит штрих-код с высокой скоростью и/или на изношенном оборудовании. В результате штрих-код получается невысокого качества и не распознается сканером, которым пользуется продавец алкогольной продукции. В данном случае можно либо приобрести более дорогой сканер, позволяющий распознавать невысокого качества штриховой код, либо не принимать доставленную продукцию, требуя от поставщика более качественной маркировки.
В заключение напоминаем, что сейчас идёт переходный период по внедрению системы ЕГАИС, установленный Правительством РФ. Продлится он до 20 апреля 2016 года. До этого срока к розничным продавцам алкогольного рынка не будут применяться штрафные санкций. Но к 20 апреля вся информация об отправленном и полученном в 2016 году товаре должна быть занесена в ЕГАИС.
Также напоминаем, что помимо обязанности подключения к ЕГАИС, с 1 января 2016 года все розничные продавцы алкогольной продукции должны вести Журнал учёта продаж алкогольной продукции на каждой торговой точке.