Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Налогоплательщики начали сдавать уведомления о контролируемых сделках

02 сентября 2013

Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

Налогоплательщики, совершающие сделки между взаимозависимыми лицами, обязаны уведомить налоговые органы о совершенных ими в 2012 году контролируемых сделках до 20 ноября 2013 года. Несмотря на то, что до крайнего срока представления этих отчетных форм остается еще более двух месяцев, их подача в ФНС уже стартовала. Налоговая служба получила и в настоящее время осуществляет анализ первых 200 уведомлений о контролируемых сделках. Об этом заявил руководитель управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС Вольвач Д.В., как сообщил портал fedresurs.ru со ссылкой на «Интерфакс».

По словам Вольвача Д.В., программное обеспечение налоговой службы на данный момент позволяет принимать электронные файлы с уведомлениями о контролируемых сделках любого объема. Он отметил, что по результатам обработки поступивших в ФНС уведомлений должна быть предложена такая система анализа рисков, которая позволит отбирать часть сделок в качестве объектов ценового контроля. Внимание привлекут те уведомления и те сделки, которые, по мнению контролеров, будут иметь признаки, свидетельствующие о занижении налоговой базы и уклонении от уплаты налогов.

Контроль за трансфертными ценами

Трансфертные цены представляют собой внутренние цены, по которым осуществляются расчеты внутри группы компаний или между другими взаимозависимыми лицами для перераспределения налоговой нагрузки с целью общего её снижения. В виду существенного уменьшения налоговых поступлений в результате трансфертного ценообразования, фискальные органы большинства стран пристально его контролируют.

Характеризуя мировой опыт регулирования трансфертных цен, Вольвач Д.В. заметил, что наличие разработанной ФНС стандартизированной формы уведомления создает российским налогоплательщикам преимущества перед зарубежными, так как в других государствах единой формы пока нет.

В сфере регулирования трансфертных цен российские законодатели ориентируются, в том числе, на рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основным документом в данной области является Руководство ОЭСР «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов», утверждающее так называемый принцип «вытянутой руки», то есть пересчет сделок с взаимозависимыми лицами так, как если бы они совершались на рыночных условиях с независимыми контрагентами. В российском налоговом законодательстве этот принцип прописан в п. 1 ст. 105.3 НК РФ, который гласит, что если условия совершения сделки между взаимозависимыми лицами отличаются от условий её совершения между независимыми контрагентами, то налогами облагаются все доходы взаимозависимых участников сделки, которые были недополучены вследствие такого отличия.

По словам Вольвача Д.В., ОЭСР предложила план, направленный на противодействие выводу доходов компаний в оффшоры. Пятая часть этого плана посвящена вопросам совершенствования правил контроля за трансфертным ценообразованием. Одним из направлений совершенствования выступает, в частности, стандартизация отчетной документации.

Минфин дал разъяснения по составлению уведомлений

В связи с приближением срока подачи уведомлений контролирующие органы стали выпускать больше разъяснений по их составлению. Так, Министерство финансов в Письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33535 рассмотрело ряд актуальных вопросов: как установить взаимозависимость банка с его контрагентами в случаях прямого и косвенного участия, как применяется критерий суммы доходов при признании сделок контролируемыми, какие переходные положения действуют до 1 января 2014 г. в отношении представления уведомлений и др.

Кредитные организации начали обращаться в финансовое ведомство за разъяснениями о применении раздела V.1 НК РФ, регламентирующего правила ценообразования для целей налогообложения доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами. Минфин отметил, что данные правила предполагают, прежде всего, применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки».

Взаимозависимость участников сделок определяется в соответствии со ст. 105.1 и 105.2 НК РФ. Согласно ст. 105.1 НК РФ, лица могут признаваться взаимозависимыми в силу участия одного лица в капитале другого и в случаях, когда одно лицо может влиять на принятие решений другим лицом. Кроме того, лица могут самостоятельно признать себя взаимозависимыми, а также быть признаны таковыми по решению суда.

Участие в капитале: прямое и косвенное

Взаимная зависимость лиц возникает в том случае, если доля участия одного лица в другом превышает 25%. Участие при этом может быть прямым или косвенным. Косвенное участие имеет место, когда оно осуществляется через третьих лиц. Ст. 105.2 НК РФ устанавливает порядок определения доли участия одного лица в капитале другого. Доля прямого участия, пояснил Минфин в Письме, может определяться тремя способами. Во-первых, по непосредственно принадлежащей организации или физическому лицу доле голосующих акций другой организации. Во-вторых, по непосредственно принадлежащей доле в уставном капитале. И, в-третьих, при невозможности использования первых двух способов (т.е. при невозможности установления таких долей), по непосредственно принадлежащей одной организации или физическому лицу доле, определяемой пропорционально количеству прочих участников в капитале другой организации.

Минфин обратил внимание налогоплательщиков на то, что для определения доли прямого участия нужно иметь в распоряжении информацию обо всех голосующих акциях организации: как обыкновенных, так и привилегированных. Напомним, что согласно ст. 31 и 32 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» обыкновенные акции дают своим владельцам право участвовать в общем собрании акционеров и голосовать по любым вопросам, а привилегированные акции не дают права голоса на общем собрании. Однако владельцы привилегированных акций получают это право в случае решения определенных вопросов (например, о ликвидации общества). Если имеется документальное подтверждение того, что привилегированные акции не являются голосующими, они не будут учитываться при определении доли прямого участия. Таким подтверждением, как указал Минфин, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.

По мнению финансового ведомства, в том случае, если есть возможность определять долю прямого участия несколькими из приведенных способов, то для целей налогообложения берется максимальная доля.

Порядок определения доли косвенного участия установлен п. 3 ст. 105.2 НК РФ. Сначала определяются все последовательности («цепочки») прямого участия и доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей для каждой «цепочки». Затем перемножаются доли прямого участия по каждой цепочке и итоговые результаты суммируются.

Минфин рекомендует обращать особое внимание на следующие сложные ситуации, которые могут возникать при определении взаимозависимости участников сделок: владение организацией собственными акциями, «перекрестное» участие организаций в капитале друг друга, «кольцевое» владение, при котором организация через цепочки участия в других организациях косвенно участвует в собственном капитале.

Определение суммового критерия признания сделок контролируемыми

Сделки между взаимозависимыми лицами считаются контролируемыми, если они соответствуют определенным критериям, перечисленным в ст. 105.14 НК РФ. Важнейшим критерием для признания сделок контролируемыми является сумма дохода, полученная по ним за отчетный год. Суммовой критерий установлен для следующих типов сделок: сделки в области внешней торговли биржевыми товарами; сделки, одной из сторон которых является резидент оффшорной территории; сделки, все участники которых являются резидентами РФ, при выполнении определенных условий. К последней группе относятся сделки с участием плательщиков ЕСХН, ЕНВД, НДПИ, а также льготников по налогу на прибыль организаций.

Министерство финансов рекомендует для определения соответствия суммовому критерию признания сделок контролируемыми суммировать доходы, полученные за календарный год по сделкам с каждым взаимозависимым контрагентом. Соответственно, факт превышения порогового значения также устанавливается по совокупности сделок с каждым контрагентом. Не исключены ситуации, когда суммирование полученных доходов придется вести не по одному контрагенту, а по группе лиц. Это справедливо, например, для сделок, в которых участвует более двух сторон.

Ряд доходов налогоплательщика не учитывается при определении суммового критерия признания сделок контролируемыми. Например, доходы, включаемые в налоговую базу по налогу на прибыль, но признаваемые не в результате совершения сделок. Минфин в Письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33535 отнес к таким доходам: нереализованные курсовые разницы, положительные разницы от переоценки драгметаллов банками, доходы от долевого участия (дивиденды) и др. Суммы штрафов и других санкций по договорам также не учитываются при определении суммового критерия, за исключением случаев, когда они специально установлены для того, чтобы сделка не считалась контролируемой.

Переходные положения до 1 января 2014 года

До 1 января 2014 года требования к подаче уведомления о контролируемых сделках действуют с учетом положений закона № 227-ФЗ. Согласно п. 7 ст. 4 данного закона уведомление подается, если сумма доходов по сделкам с одним лицом или несколькими одними и теми же лицами превышает за 2012 год 100 млн. руб., а за 2013 год – 80 млн. руб.

Минфин делает вывод, что в переходный период 2012-2013 гг. сделка может являться контролируемой, но в отношении неё может не возникать обязанности по подаче уведомления, а также могут не применяться положения о подготовке документации налогоплательщиками и о проверке ФНС налогообложения по сделкам.

Предложения нашей компании по формированию уведомлений о контролируемых сделках

Компания «ОВИОНТ ИНФОРМ» предлагает три варианта программных решений по подготовке уведомлений о контролируемых сделках в электронном виде для отправки в налоговые органы. Информация по таким сделкам, как правило, уже содержится в учетных программах и базах данных налогоплательщика, а программные средства позволяют сформировать электронный файл для отправки, по возможности максимально автоматизировав и упростив для пользователя процесс его подготовки.

Одной из основных проблем формирования уведомлений являются большие объемы данных, которые крупные компании должны будут внести в документ. Прежде всего, это касается раздела 1Б уведомления, в котором отражаются сведения о предметах контролируемых сделок. Выбор подходящего варианта программных решений из предлагаемых нашей компанией зависит от объемов данных к заполнению:

1 вариант. Примерно до 200 записей в Разделе 1Б о предметах сделок, которые можно ввести вручную в программу «Баланс-2W».

Следующие два варианта предполагают предварительное получение таблицы данных со сведениями для уведомления о контролируемых сделках, выбираемых из учетных программ налогоплательщика, в стандартизированном виде для предлагаемого ниже программного обеспечения.

2 вариант. Примерно до 3 тыс. записей в Разделе 1Б о предметах контролируемых сделок: предлагается использование программы «Баланс-2W» и ее механизмов для переноса через буфер обмена стандартизированной таблицы с данными уведомления, выполнение групповых режимов присвоения значений и разноски сведений по разделам уведомления.

3 вариант. Более 3 тыс. записей в Разделе 1Б о предметах контролируемых сделок. Для обработки таких данных используется отдельная специализированная программа.

Кроме того, мы предлагаем нашим клиентам услуги по доработке и подготовке электронных файлов уведомлений о контролируемых сделках.
Контакты.

Специализированная программа «Баланс-2: Формирование уведомления о контролируемых сделках»

Дополнительные материалы:

Уведомление о контролируемых сделках в программе «Баланс-2W»: порядок заполнения и различные варианты формирования

К списку новостей