Минтруд регламентировал порядок приема Пенсионным фондом расчета по страховым взносам
Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
9 апреля 2013 года в Минюсте зарегистрирован Приказ Минтруда от 22.10.2012 № 329н, утверждающий Административный регламент, в соответствии с которым ПФР будет предоставлять плательщикам страховых взносов госуслуги по приему расчетов по начисленным и уплаченным взносам на ОПС И ОМС. ОВИОНТ ИНФОРМ рекомендует перед сдачей отчетности в ПФР за 1 квартал 2013 года ознакомиться с основными положениями данного регламента.
Приказ закрепляет, в какие сроки и по каким стандартам чиновникам Пенсионного фонда придется принимать от страхователей расчеты по формам РСВ-1 и РСВ-2, а также в какой последовательности действовать при их приеме.
В круг заявителей на получение госуслуги по приему расчетов включены все страхователи, перечисленные в ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно регламенту, ПФР принимает РСВ-1 и РСВ-2 через свои территориальные органы. При этом Пенсионный фонд не имеет права для приема расчетов потребовать от страхователя, чтобы он обращался в другие государственные организации, проводил с ними какие-либо согласования (п. 15 Приказа).
Жесткие сроки приема и проверки
Принять и зарегистрировать РСВ-1 или РСВ-2, поданные на бумаге либо в электронном виде, работники ПФР обязаны не позднее следующего рабочего дня после поступления документа. Если же расчет пришел в выходной или праздничный день, то его прием должен быть произведен на следующий рабочий день.
Примечательно, что регламент устанавливает максимальное время, которое страхователю придется провести в очереди, ожидая, пока у него примут РСВ-1 или РСВ-2, - 15 минут (п. 29 Приказа). Сроки регистрации полученного расчета также строго регламентированы: документ на бумаге, поданный лично, зарегистрируют в день обращения, а переданный по ТКС в электронном виде - не позднее следующего рабочего дня после поступления документа на сервер.
По результатам приема и регистрации РСВ-1 или РСВ-2, сданных в электронном виде, отделение ПФР формирует уведомление о подтверждении приема этих документов.
При представлении отчетности по ТКС файлы расчетов должны пройти проверку на наличие ошибок и корректность электронной подписи. Уведомление о приеме расчета работники ПФР обязаны выслать не позднее 1 рабочего дня после приема. Если же в файле обнаружились критические ошибки либо он не прошел форматно-логический контроль, страхователь в те же сроки получит уведомление о невозможности принять расчет с указанием причин.
Почему отказывает ПФР
Министерство труда также прописало закрытый перечень оснований, по которым страхователю могут отказать в приеме документов. Если РСВ-1 или РСВ-2 оформлены на бумаге, то их не примут без печати и подписи, а электронные документы – без усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Не удастся сдать отчетность в ПФР в электронном виде, если на магнитном носителе информации есть ошибки либо отсутствует сам файл расчета по страховым взносам. Возникнут затруднения и у тех страхователей, кто не приложил к отчетности доверенность на представителя или оформил ее неправильно. В случае несоответствия сданного расчета установленной форме (для РСВ-1 форма утверждена Приказом Минтруда от 28.12.2012 № 639н, а для РСВ-2 - Приказом Минтруда от 28.12.2012 № 638н) или наличия противоречий в документах Пенсионный фонд также ответит отказом.
Досудебное обжалование
Если должностные лица ПФР нарушат установленные регламентом сроки, необоснованно откажут в приеме отчетности или допустят другие нарушения, перечисленные в п. 64 Приказа, страхователь может подать жалобу в вышестоящий орган ПФР или вышестоящему должностному лицу.
Для подачи жалоб предусмотрена как бумажная форма, так и электронная. Жалобу обязаны обработать не позже, чем на следующий день после ее поступления, и рассмотреть в течение 15 рабочих дней.
Контактная информация территориальных органов ПФР, включая адреса официальных сайтов в Интернет, приведена в Приложении № 1 к регламенту. На сайтах будет осуществляться информирование плательщиков о порядке приема расчетов, об ответственных за прием должностных лицах, о порядке подачи и рассмотрения жалоб.
Как отмечено в регламенте, сдать расчеты по страховым взносам в электронной форме плательщик может, в том числе, с использованием единого Портала госуслуг. До обращения за услугой по приему отчетности в ПФР необходимо обзавестись усиленной КЭП.
Заметим, что Приказ Минтруда от 22.10.2012 № 329н на момент написания новости официально не опубликован. Вступить в силу он должен по истечении 10 дней после опубликования.