Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Что важно знать при подготовке декларации по налогу на прибыль за полугодие 2011г.

21 июля 2011

Благополучно пройдя срок представления декларации по НДС, бухгалтеры принялись за подготовку одной из самых сложных отчетных форм: декларацией по налогу на прибыль организаций. И хотя основные изменения в главу 25 НК РФ вступили в силу в начале 2011г., все-таки предлагаем ознакомиться с наиболее интересными, на наш взгляд, изменениями, которые могут быть полезны при подготовке декларации по налогу на прибыль за полугодие 2011г.

1. Переход на уплату квартальный авансовых платежей

С 2011 года для организаций малого и среднего бизнеса, уплачивающих налог на прибыль, увеличен предельный размер доходов, получая которые налогоплательщик может не уплачивать ежемесячные авансовые платежи. Соответствующие изменения были внесены в п.3 ст.286 НК РФ законом от 27 июля 2010 №229-ФЗ. Так, если в прошлом году доходы от реализации за 4 предыдущих квартала в среднем не должны были превышать 3 млн. руб., то с 2011г. речь идет уже о 10 млн. ежеквартального дохода. В результате организации, получившие по итогам 2010г. доходы в диапазоне от 12 до 40 млн. руб. получили возможность уплачивать лишь ежеквартальные авансы по прибыли.

Как рассчитать предельный размер дохода? Взять декларацию по налогу на прибыль за 2010г. и использовать формулу:

И если полученная сумма не превысит 10 млн. руб., то налогоплательщик уже с I квартала 2011г. имел право не уплачивать ежемесячные авансы по налогу на прибыль по срокам 28 января, 28 февраля, 28 марта 2011г.

При этом стоит отметить, что НК РФ данное правило не связано с началом налогового периода, т.е. календарного года. На это обращает внимание ФНС в Письме от 13.04.2010 №3-2-09/46, говоря, что налогоплательщик может применять данный порядок уплаты налога, начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют критерию. То есть если по итогам II, III и IV кварталов 2010 и I квартала 2011г. доходы от реализации не превысили 10 млн. организация может перейти на уплату квартальных авансов со II квартала 2011г.

Нужно ли уведомлять ИФНС о переходе на квартальный порядок уплаты авансов? Законодательство такой обязанности на налогоплательщика не возлагает, поэтому это его право сообщить налоговому органу об изменении порядка уплаты авансовых платежей, для исключения вопросов о причине неуплаты ежемесячных авансовых платежей, начисленных из декларации за предыдущий период.

Более того, до ИФНС доведено письмо, которое предписывает инспекторам выявить налогоплательщиков, имеющих право на уплату ежеквартальных авансов, и сообщить им об этом праве. Форма такого уведомления приведена в Приложении №1 к Письму ФНС России от 24.02.2011 №КЕ-4-3/2894@.

Как отразится переход в лицевом счете налогоплательщика в ИФНС? Если от организации получено уведомление о переходе на квартальные авансовые платежи до очередного срока уплаты ежемесячных платежей (например, до 28 июля), то ИФНС в карточке расчетов с бюджетом организации может не проводить ежемесячные платежи.

Если же организация не уведомила ИФНС о переходе на уплату квартальных платежей, то инспекция как и раньше отразит в карточке расчетов с бюджетом начисления ежемесячных авансов (например, в июле, августе, сентябре). После этого по инициативе налогоплательщика инспекцией будут скорректированы начисления в карточке расчетов с бюджетом путем осуществления операций «сторно». Не запутаться с ведением лицевого счета можно при регулярном мониторинге состояния расчетов с бюджетом, который с легкостью можно осуществлять с помощью программы Баланс-2: Расчеты с бюджетом.

2. Подписание декларации ЭЦП не руководителя: как правильно сформировать информационное сообщение о доверенности

Следующим важным вопросом при формировании и отправке налоговой декларации в электронном виде по ТКС является ее подписание и удостоверение ключом ЭЦП. Здесь крайне важно, на кого выдан сертификат ключа ЭЦП, которым подписывается декларация и какая организация отчитывается по этой декларации (головная организация или обособленное подразделение). Разберемся подробнее.

Новый порядок представления документов в ИФНС в электронном виде, утвержденный Приказом ФНС РФ от 02.11.2009 №ММ-7-6/534@, вступил в силу еще в ноябре 2010г., а позднее, в Письме ФНС от 24 января 2011г. №6-8-04/0002@, появились разъяснения о подписании декларации по налогу на прибыль головной организации и обособленных подразделений.

Особенности возникают при подписании налоговой отчетности электронной цифровой подписью НЕ РУКОВОДИТЕЛЯ организации, а другого должностного лица налогоплательщика (главного бухгалтера, финансового директора, бухгалтера по отчетности и др.), либо уполномоченного представителя (другой организации или индивидуального предпринимателя), которым является уполномоченная бухгалтерия. В подобных случаях на лицо, чья ЭЦП ставится под декларацией должно быть составлено информационное сообщение о доверенности, которое обязательно должно быть представлено в одном «контейнере» с декларацией, т.е. одновременно в ИФНС должны быть высланы два электронных файла. В противном случае декларация не будет принята в инспекции.

И так, возможные варианты подписания декларации по налогу на прибыль организации с обособленными подразделениями:

вариант 1. Декларация подписывается ЭЦП главного бухгалтера или любого другого должностного лица – сотрудника организации.
вариант 2. Декларация подписывается и заверяется ЭЦП представителя уполномоченной бухгалтерия – сторонней организации или индивидуального предпринимателя.
вариант 3. Декларация подписывается ЭЦП главного бухгалтера или другого должностного лица – сотрудника ГОЛОВНОЙ организации.
вариант 4. Декларация подписывает ЭЦП руководителя или другого должностного лица – сотрудника ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ организации.

Как правильно подписать декларацию и сформировать «контейнер», удовлетворяющий требованиям ФНС, можно узнать на странице соответствующего комментария.

3. На какие показатели отчетности инспекторы могут обратить особое внимание при камеральной проверке

Налоговые инспекторы, проходившие перед началом отчетной кампании обучение в Управлениях ФНС, среди прочего получили рекомендации проводить междокументные проверки отчетности налогоплательщика. Например, сравнивать показатели выручки в декларации по налогу на прибыль и в отчете о прибылях и убытках (форма 2). Применительно к конкретным ячейкам деклараций это выглядит так:

Прибыль приложение 1 стр.010 должно быть примерно = НДС раздел 3 стр.(010+020+030+040) гр.3 - стр.(030+040) гр.5. Ситуациями, исключающими это равенство, могут быть:

  1. реализация отдельных товаров, работ, услуг не облагается НДС и суммы выручки по ним отражаются в разделе 7 декларации по НДС;
  2. организация занимается экспортом;
  3. погашение дебиторской задолженности;
  4. наличие операций по передаче имущества на безвозмездной основе;
  5. наличие суммовых разниц и др.

Также инспекторы могут обратить внимание на отражение выбытия основных средств в бухгалтерской отчетности. Сокращение стоимости основных средств, как в случае реализации, так и при ликвидации основных средств, указываемое с 2011 года в строке 1130 Баланса на отчетную дату, а также на 31 декабря двух предшествующих лет, должно быть также отражено в Отчете о прибылях и убытках (форма 2) в сумме внереализационных доходов организации.

Благополучно пройдя срок представления декларации по НДС, бухгалтеры принялись за подготовку одной из самых сложных отчетных форм: декларацией по налогу на прибыль организаций. И хотя основные изменения в главу 25 НК РФ вступили в силу в начале 2011г., все-таки предлагаем ознакомиться с наиболее интересными, на наш взгляд, изменениями, которые могут быть полезны при подготовке декларации по налогу на прибыль за полугодие 2011г.

К списку новостей